23 сентября 2016 года слушатели Школы наследия посетили недавно открывшуюся в ГМИИ им. А.С. Пушкина уникальную по замыслу выставку «Пиранези. До и после. Италия-Россия. XVIII–XXI». Визит был необычным, поскольку состоялся в форме экскурсии под водительством замечательного ученого, историка архитектуры, ведущего куратора выставки Федерики Росси.
С этой обаятельной, умной и всегда оптимистично улыбающейся итальянкой многие участники экскурсии знакомы по ее лекции «Сохранение по-итальянски», которую Федерика прочитала в Школе наследия. Занятия в Школе, молодой культурной институции, с 2015 года проходят здесь же на Волхонке, в Белом зале бывшей Первой мужской гимназии (ранее усадьбы Румянцева-Задунайского, где сейчас размещается Проект «Белый город»).
На выставке Федерика Росси предстала в новом качестве. Присущие ей средиземноморская эмоциональность и чувство юмора в буквальном смысле оживили многозальную экспозицию, посвященную выдающемуся итальянскому художнику, граверу, археологу и архитектору Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) – одному из самых публикуемых европейских мастеров, лидирующему по числу изданных монографий и репродукций.
Его мощная офортная графика, запечатленные героические виды-эмблематы имперского и барочного Рима (ведуты «Виды Рима»), над которыми Пиранези работал в течение всей жизни, его архитектурные и художественные фантазии, и в первую очередь «Темницы» 1749 года, оказали огромное влияние на мировую и русскую культуру XVIII–XX столетий.
Выставка занимает осевое пространство музея, поднимает по главной парадной лестнице в Белый зал, развертывается вдоль колоннады и перетекает в два крыла, акцентируя кульминацию замысла о родоначальнике «бумажной архитектуры» и его неожиданных и смелых продолжателях в постреволюционной России ХХ века.
Федерика Росси мастерски провела по этой захватывающей дух романтической выставке-кораблю.
Ее навигация безошибочно определила важнейшие фокусные точки в биографии Пиранези, переломные этапы его научных исследований, документальных изображений-ведут и фантазий;
выявила поразительное переплетение культур Италии и России, круг сразу же узнаваемых имен титулованных заказчиков и архитекторов.
Выставку надо рассматривать в деталях, долго и не один раз. Для слушателей Школы наследия, которые знакомы с творчеством этого поистине титана эпохи Просвещения, открылась уникальная возможность увидеть более сотни знаменитых гравюр и медные офортные доски, с которых делались оттиски, впервые привезенные из итальянских собраний.
В интерпретации Федерики неожиданно ожила площадь Испании в Риме, где в несуществующем ныне «Английском кафе» за столиками вместе сидели Джакомо Кваренги, Пиранези и основатель Академии художеств граф Иван Иванович Шувалов, финансировавший творчество Пиранези.
Или вдруг в финале, стоя у знаменитой конкурсной перспективы Красной площади Ивана Леонидова, прозвучал замечательный рассказ о конструктивистском доме на Гоголевском бульваре, где жили выдающиеся мастера русского авангарда и где у квартиры Леонидова была прикреплена табличка «Пиранези».
Для кого-то, может быть, только сейчас открылся совершенно поразительный мир пиранезианского Рима и авторских фантасмагорий.
Но почти точно, что в контексте выставок о Пиранези впервые соединились воедино римские макеты из собрания Императорской Академии художеств и этюды одного из крупнейших архитекторов Петербурга Тома де Томона, сверкающий шлейф, составленный из имен и работ Иофана, Леонидова, Мельникова, Руднева, Чернихова, испытавших сильное влияние мастера.
И такого фееричного сочетания, дополненного вдохновенным рассказом госпожи Росси, родовое имя которой рифмуется с названием известной нам страны, мало кто ранее видел и слышал.
Напоследок мокрая вечерняя Волхонка удивила неожиданным, почти нереальным образом-миражом усадьбы, где проходят занятия Школы наследия. Какой-то неземной свет, в который одели знаменитое историческое здание, несмотря на всю его яркость, подхватил настроение черно-белой выставки Пиранези, усилив ее романтические прорывы и устремления.
P.S. Здесь можно познакомиться со 104 гравюрами Пиранези в высоком разрешении.
Федерика Росси (Италия) — искусствовед, художник, славист. Окончила Академическое училище 1905 года в Москве. Обучалась истории искусства и архитектуры в России и Италии (Турин). В течение нескольких лет вела научно-исследовательскую деятельность при Высшей Школе Нормале (Пиза). С 2012 года является приглашенным профессором на кафедре истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Автор многочисленных работ, посвященных архитектурной и художественной культуре этих двух стран. В 2008 году стала лауреатом Международной премии истории архитектуры Джеймса Экермана, присуждаемой за первую книгу в этой области («PalladioinRussia»). Автор книг «Переводя Палладио: Николай Львов, русский архитектор и мыслитель на закате Просвещения», 2010; «Италия-Россия: тысяча лет архитектуры» (совместно с Д. Швидковским и А. Баталовым), 2013; «Итальянские заметки Николая Львова», 2014. В настоящее время Федерика Росси ведет научную деятельность во Флоренции, в Институте истории искусств – Max-Planck-Institut (KHI).
Текст: Наталия Душкина.
Фото: Наталия Душкина, Марина Бусова.
← Вернуться обратно