Сохранение культурного наследия — сфера, где хронически не хватает денег, — привлекает, тем не менее, массу людей, многие из которых объединяются в рамках отдельных проектов. Фонд «ПроНаследие» почти десять лет занимается различными проектами: это и восстановление храма в Крохине, и разработка виртуального «Музея незатопленных историй Белого озера», а также создание собственного медиапортала media.pronasledie.ru — своеобразного агрегатора низовых инициатив. Как ставить перед собой глобальные цели, несмотря на скромные ресурсы?
Материал газеты «Культура». Фрагмент (Полную версию см. ЗДЕСЬ)
«Решение о создании фонда принимала сама»
Анор Тукаева изначально не планировала посвящать жизнь сохранению
наследия. Все началось с интереса к храму Рождества Христова в Крохине —
единственному в России храму на воде, сохранившемуся после затопления
территорий при строительстве Волго-Балта.
— Мне было 23 года: о таких вещах просто не задумывалась. Первоначально
меня интересовала история строительства водных каналов. Она связана с
затоплением территорий и исторических объектов, а также с переселением
людей. Храмы часто не успевали разобрать до конца: в 1970–1980-е их
остовы еще можно было увидеть на Рыбинском водохранилище. В 2000-е их
осталось совсем немного: в воде они быстро разрушались. Мне было
интересно увидеть объекты, которые сохранились. В 2008-м я узнала о
храме в Крохине, а через год поехала туда.
Увиденное поразило: храм, запечатленный в фильме Василия Шукшина «Калина красная», оказался «абсолютной руиной»:
— Это был уже остов, практически голый кирпич. Элементов убранства не
было давно. Хотя в некоторых местах сохранились остатки фресок — это
маленькое чудо.
После увиденного стало понятно: нужно либо что-то предпринять, либо
смириться с тем, что храм рухнет. Тогда в марте 2009 года был создан
проект по сохранению и возрождению церкви Рождества Христова в Крохине.
— По большому счету я была одна, — признается Анор Тукаева. — Меня
поддержали отдельные люди, но решение о создании фонда принимала сама.
Потому что взваливать на себя ответственность никто не хотел, да и
перспективы были туманные. Обычно подобные организации создаются, когда
есть попечители. У нас же другой случай: фонд появился из-за большого
желания, а также непонимания предстоящих сложностей.
Благотворительный фонд «Центр возрождения культурного наследия
«Крохино» был учрежден в декабре 2010 года. Впрочем, как оказалось,
самое сложное — не открыть фонд, а сделать так, чтобы он функционировал.
— Первые восемь лет я была единственным сотрудником, — рассказывает
Тукаева. — Бухгалтерию вела волонтер — как потом оказалось, не совсем в
полном объеме. Это выяснилось, когда нужно было проходить аудит,
обязательный для благотворительных фондов. Пришлось искать бухгалтера, а
ему необходимо платить хотя бы минимальную зарплату. Чтобы организация
существовала, ее нужно финансово поддерживать.
Первые годы фонд существовал за счет краудфандинга. Потом стало легче:
удалось получить несколько президентских грантов, первый — в 2016-м.
Правда, с грантами, как признается Анор Тукаева, есть свои тонкости:
«Это ошибка — рассчитывать только на грант. Ты не можешь толком
планировать бюджет, потому что не знаешь, дадут грант в следующем году
или нет».
В конце 2018-го проекту по спасению храма присудили специальный приз
Русского географического общества, его вручил режиссер Никита Михалков,
который также предложил помощь от своего благотворительного фонда «12»:
«Крохино» получил два миллиона рублей на специализированные работы по
укреплению берега. Кроме того, в 2019 году фонд поддержала компания ОАО
«РЖД»: как рассказывает Анор Тукаева, это тоже были целевые деньги — на
производство проектных работ по храму.
Почему записываются в волонтеры
История с восстановлением храма еще далека от завершения. По словам Тукаевой, пока идет первый этап работ — берегоукрепление:
— Поскольку храм частично затоплен, надо укрепить берег, чтобы он не
осыпался и чтобы волны не подмывали стены и дамбу, сооруженную
волонтерами. Храм стоит в непосредственной близости от фарватера, в
сезон навигации мимо проплывают корабли, и каждые пять минут большие
волны бьют в стены или дамбу. Когда закончим с берегоукреплением,
возьмемся за возведение силовых лесов: они нужны не только для
проведения реставрационных работ, но и для того, чтобы удержать стены в
случае аварийной ситуации. Затем — укрепление фундамента. И только потом
должны начаться реставрационные и консервационные работы.
На восстановление храма, по словам Тукаевой, понадобится не меньше
десяти лет: все упирается в деньги. Огромную помощь проекту оказывают
волонтеры: «Именно потому что волонтеры не бросают нас, проект на
протяжении многих лет успешно функционирует».
Раньше волонтеры сами делали всю работу, теперь они помогают
профессиональным инженерам и гидростроителям. В сезон, а он длится с мая
по октябрь, приезжают от 60 до 100 человек. Обычно из крупных городов —
Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца.
— Что мотивирует? Люди занимаются любимым делом, общаются с
единомышленниками, — объясняет Анор Тукаева. — Это представители разных
возрастов и профессий, их объединяет особое отношение к наследию: как к
базовой ценности. Важны также элементы путешествия, приключения — если
говорить об удовольствии. И, конечно, возможность получить новый, в том
числе профессиональный, опыт.
(Анор Тукаева)
Вспомнить «русскую Атлантиду»
В декабре 2018 года фонд запустил новый проект, виртуальный «Музей
незатопленных историй Белого озера». В его основу легли рассказы жителей
Белозерска и окрестных деревень о затоплении территории и вынужденном
переселении.
— Музей «вырос» из проекта по восстановлению храма, — рассказывает
Тукаева. — Нам было интересно узнать истории местных жителей. Оказалось,
что затопленных сел было много, только в районе Белого озера около 20.
А всего с темой затопления связано больше 50 регионов России: строилось
много каналов и водохранилищ. Жителей Крохина и соседних сел в основном
переселяли по соседству — либо в Белозерск, либо в деревни
переселенцев. Хотя некоторых мы находили даже в Подмосковье. Позже мы
сделали документальный фильм «Незатопленные истории Белого озера» и
выложили его в открытый доступ. Многочасовые интервью нам помогали
расшифровывать волонтеры из разных регионов — от Новосибирска до Надыма:
большую часть титров в фильме занимают их фамилии. Мы также поняли, что
нужно выходить за рамки Белозерья и говорить о сохранении памяти
затопленных территорий по всей стране. В этом году должна была пройти
выставка «Незатопленные истории», которую мы планировали совместно с
музеями затопленных территорий — это больше 60 институций. Некоторые
материалы нам успели прислать до карантина. Надеюсь, выставка все-таки
состоится, пусть и в следующем году. Пока мы показываем часть материалов
на сайте Дома культуры «Гайдаровец».
Правда, при сборе информации Анор Тукаева и ее команда столкнулись с неожиданной проблемой:
— Для нашего проекта мы опросили около 50 человек. Сбор воспоминаний
шел трудно, потому что люди не привыкли ценить историю своей семьи.
Многие считают, что и рассказывать нечего; не подписывают фотографии, не
собирают фотоальбомы. Это еще и про страну в целом: как у нас относятся
к истории и наследию. Другая причина — историческая травма, требующая
переосмысления и работы. У нас, к сожалению, было много исторических
травм, и никто не пытался их прорабатывать. Тем более, переселение
происходило в послевоенное время, в 1950-е — поэтому оказалось почти
незамеченным. Люди до сих пор не готовы говорить, хотя прошло почти 70
лет. Так было и с более ранними затоплениями. Яркий пример — город
Молога: его еще называют «русской Атлантидой». Там активное землячество:
они собрали воспоминания, предметы и создали музей, это была низовая
инициатива. Но это было сделано только спустя 40 лет после затопления:
чтобы начать обсуждение, потребовалось время. Наверное, это особое
свойство тяжелых событий.
«Возможно, ты просто плохо объясняешь»
В прошлом году Благотворительный фонд «Крохино» сменил название, теперь это Фонд культурных инициатив «ПроНаследие».
— На самом деле, процесс еще не окончен, — объясняет Анор Тукаева, —
из-за карантина он затянулся. Решили переименовать, потому что у
обывателя «Крохино» ни с чем не ассоциируется, и приходится объяснять,
почему фонд, в названии которого — топоним, занимается также проектами,
не связанными с храмом. А «ПроНаследие» — более понятная история. Это
нужно для облегчения коммуникации.
Еще один проект фонда — медиаресурс, созданный для поддержки и популяризации наследия и низовых инициатив:
— Мы пытаемся искать инициативы и рассказывать о них: чтобы у тех, кто
занимается сохранением наследия, не возникало ощущения безнадежности, а,
напротив, было чувство сопричастности. В нашей сфере часто можно
услышать, что, мол, ничего нельзя сделать, тем более — в одиночку. Но
низовые инициативы — такие, как проект «Крохино» — помогают изменить эту
точку зрения. Рассказывая о них, мы потихоньку меняем отношение к
наследию в целом. Все-таки это относительно молодая сфера гражданской
активности. Прекрасный опыт ВООПИиКа оказался в 90-е почти забыт. И в
2000-е работу с обществом пришлось начинать практически с нуля.
Инициативы появляются, однако им трудно развиваться, потому что общество
еще не готово их поддержать. Это показало исследование низовых
инициатив, которое мы провели в прошлом году: 67 процентам не хватает
общественной поддержки, 89 процентов опираются только на собственные
ресурсы. Сейчас мы совместно с ВЦИОМ проводим исследование о том, как
общество воспринимает тему наследия, результаты ждем осенью.
Как в подобной ситуации не опустить руки? «На самом деле, регулярно
падаем духом, — признается Тукаева. — С другой стороны, ты делаешь то,
что не можешь не делать. Это твой путь: один в поле тоже воин. Иногда,
правда, проблема заключается в неправильной коммуникации: когда сам не
можешь донести информацию. С разными людьми нужно разговаривать
по-разному. Возможно, ты просто плохо объясняешь. С чиновниками чуть
сложнее, потому что у них свои задачи. За время работы в Крохине мы
прошли разные стадии в общении с чиновниками: от полного отрицания до
нормальных, даже партнерских отношений. Теперь разговариваем на одном
языке. Все знают: объект хороший и важный, перспективы есть. Но это
долгий процесс, который требует терпения».
Куда развиваться дальше? «Хотелось бы заниматься системной помощью
низовым инициативам — тем, кто не знает, с чего начинать социокультурное
проектирование, — рассказывает Анор Тукаева. — Было бы интересно
обратиться и к образовательным проектам. Мы обсуждали этот вопрос с
Высшей школой экономики, у коллег наши предложения вызвали интерес. Но
это было накануне карантина, и пока пришлось заморозить планы. Еще мы
рады, что сезон работы в Крохине в этом году все-таки стартовал. Ведь,
несмотря на карантин, храм продолжает разрушаться. Это как с заболевшим
человеком: нельзя отложить на потом».
Ксения Воротынцева
← Вернуться обратно