Овеществленная память в городе
Дата проведения: 18.03.2015
Идея духа места (genius loci) появилась в Древнем Риме. Это
мифическое существо, охраняющее дом или местность, часто изображалось с
рогом изобилия, чашей или змеей. Позднее дух места стали понимать менее
буквально, скорее как метафорическую душу местности. Ортодоксальный
модернизм в значительной степени отказался от истории и памяти, стремясь
создавать новую архитектуру на пустом месте в любой точке планеты.
Постмодернизм пытался вернуть идею духа места в архитектуру, но эта
попытка была поверхностной и недолговечной. Постмодернизма в архитектуре
больше нет, но идея духа места и памяти осталась.
Есть два уровня
сохранения памяти в городе — условно говоря, государственный и частный.
Государственные памятные места обычно посвящены победам, героям,
завоеваниям, достижениям. Не менее важно сохранять малую или «частную»
память о местных жителях, о потерях, о разрушениях, о жертвах. Хорошим
примером сохранения «частной» памяти может служить Берлин. Травма
«разделения» стеной сохраняется в виде остатков реальной бетонной стены,
музеев («Топография террора»), и выложенные из красного камня очертания
стены там, где она не сохранилась. Памятники трагическим событиям можно
увидеть и в других городах, например в Будапеште.
Проблема Москвы — практическое игнорирование «частной памяти».
Тому, каким образом может быть представлена память о разных событиях в городе, будет посвящена эта лекция.
Владимир Паперный окончил Строгановское училище и аспирантуру Центрального научно-исследовательского института теории и истории архитектуры. Диссертация, посвященная сталинской культуре, была опубликована в виде книги «Культура Два» по-русски (НЛО, 1996 и 2006) и по-английски (Cambridge University Press, 2003). Диссертация была защищена в РГГУ через 20 лет после написания. После переезда в США в 1981 году Паперный был профессором-визитером в калифорнийских университетах USC и UCLA, Кеннановском институте в Вашингтоне и бристольском университете в Англии. Был арт-директором в американских журналах и издательствах (Orange Coast Magazine, The Workbook). В настоящее время работает в своей студии в Лос-Анджелесе, занимаясь дизайном, академическими исследованиями, журналистикой и документальным кино. Его статьи, эссе и колонки регулярно появляются в таких изданиях как Сноб, Architectural Digest Russia, Проект Россия, Speechи многих других. Сборники статей и рассказов «Мос-Анджелес» и «Мос-Анджелес-2» были изданы НЛО в 2004 и 2009 годах.
"Школа наследия" - открытая и бесплатная, но количество мест ограничено площадью залов, мы просим вас регистрироваться.
← Вернуться обратно